Германия, Берлин 

Центральный вокзал Берлина

arrowImagesarrow

Конкурс: 1993 – 1-е место
Авторы проекта: Майнхард фон Геркан и Юрген Хилльмер
Архитекторы (проект): Йенс Калькбреннер, Манфред Штанек
Руководитель проекта ж/д линий: Ханс-Йоахим Глан, Клаус Хойер
Руководитель проекта стеклянных перекрытий: Приска Маршнер
Руководитель проекта офисных зданий: Приска Маршнер, Сузанне Винтер
Архитекторы (РД): Кристель Тимм-Шварц, Беттина Кройцхек, Михаэль Шольц, Петра Каушус, Моника Залловски, Томоми Араи, Клаус-Дитер Шимпф, Иван Иванов, Катрин Юнге, Ян Кёттген, Карстен Фриче, Буркхард Пик, Ричард Мак Диармайд, Зильке Петри, Бернд Коттзипер, Дирк Титген, Маттиас Хольтшмидт, Кемал Акай, Андреас Эбнер, Франк Анакер, Штефан Бот, Хеннинг Раске, Майнхард Рудольф, Йохен Кён, Дирк Хюнербайн, Хубертус Пипер, Вита Рёмер, Элизабет Миттельсдорф, Ральф Пройсс, Петер Карн, Амра Штернберг, Радмила Благовчанин, Аренд Буххольц-Бергер, Ханс Мюнххальфен, Майке Карлсен, Иванка Перкович, Антье Пфайфер
Конструкция: schlaich bergermann und partner; IVZ/Emch+Berger
Освещение: Peter Andres + Conceptlicht GmbH
Инженерное оборудование: Ingenieurgesellschaft Höpfner
Заказчик: Deutsche Bahn AG, представленное DB Projekt Verkehrsbau GmbH
Срок строительства: 1996-2006
Общая площадь: 175.000 м² – 5 уровней
Длина стеклянного перекрытия с востока на запад: 321 м
Ширина стеклянного перекрытия: 59-68 м
Высота стеклянного перекрытия от уровня перрона: 15-17 м

 

Фото:

Hans-Georg Esch

www.hgesch.de

Juergen Schmidt

jürgen_schmidt_fotografie@gmx.de

Luftbild Berlin

Marcus Bredt

www.marcusbredt.de

Центральный вокзал Берлина, самый крупный в Европе вокзал дальнего, ближнего и пригородного сообщения, был построен на своем историческом месте в берлинском районе Тиргартен, к западу от речного порта Хумбольдтхафен. Здесь пересекаются новая подземная высокоскоростная магистраль, проходящая с севера на юг, и дугообразная трасса железнодорожной линии, ведущей с запада на восток. Кроме того, через вокзал проходят линии городской электрички в оба направления и линия метро, ведущая с севера на юг. Трасса «север-юг» проложена на глубине 15 м под землей в туннеле, проходящем под рекой Шпре и парком Тиргартен. Здесь был построен подземный вокзал с восемью путями для поездов дальнего следования и четырьмя перронами для поездов дальнего и ближнего следования, а также новая станция метро линии U5, расположенная параллельно последнему пути вокзала с восточной стороны. Трасса «восток-запад» проходит на высоте 10 м над уровнем земли на месте прежних путевых сооружений. На четырех новых мостах городской железной дороги располагаются в общей сложности четыре пути для поездов дальнего следования и два пути городской электрички.

В основу проекта Центрального вокзала Берлина легло характерное прохождение железнодорожных линий в городском пространстве. Крупные филигранные стеклянные перекрытия перронов, а также два офисных здания, перекинутые скобами через перекрытия, являются выражением данного факта средствами архитектуры.

Транспортные средства распределены в вокзале на трех уровнях:
Уровень -2:

Трасса для поездов дальнего и ближнего следования «север-юг»
Линия метро U5
Уровень ±0:
Общественный транспорт, индивидуальный транспорт (подъезды, краткосрочные стоянки), движение велосипедистов и пешеходов, туристический транспорт (туристические автобусы, водный транспорт)
Уровень +1:
Трасса городской железной дороги для поездов дальнего и ближнего следования, линии городской электрички S3, S5, S7, S75 и S9.

Общая площадь Центрального вокзала составляет 175.000 м², из них ок. 15.000 м² отданы под розничную торговлю и предприятия общественного питания, 50.000 м² - под офисы в «зданиях-скобах», 5.500 м² выделены для обслуживания железнодорожного движения, а 21.000 м² занята дорогами и зонами погрузки.

Площадь перронов составляет 32.000 м², площадь паркинга – 25.000 м².

Являясь крупнейшим перекрестным вокзалом Европы, Центральный вокзал Берлина, сданный в эксплуатацию в 2006 году, выполняет функцию важного транспортного узла в непосредственной близости от правительственного района. Кроме того, благодаря своей многофункциональности он представляет собой оживленный комплекс зданий с торговыми и офисными площадями, соединяющий между собой близлежащие городские районы с различным характером.